Усиливаем оппозитный двигатель EJ 205 Печать

Этим мануалом начинаем серию материалов о селективном ремонте оппозитного двигателя EJ 205 автомобиля Subaru. Мы рассмотрим вариант, который интересует людей чаще всего, — как реализуется концепция подготовки двигателя под ключ. Остановимся на самых важных этапах, в этом нам помогут специалисты компании УРТ („Успенский Ралли Техника").

двигатель EJ 205 Subaru

Subaru Impreza 2 л, 1999 г.

Вид работ: селективный ремонт ДВС

Уровень сложности: высокий

Стоимость: 56 000 р. (без стоимости гильзовки); 52 000 р. (гильзовка)

Затраченное время: 3-4 дня

 

Причины обращения клиента

1. Высокий расход масла.

2. Желание увеличить крутящий момент.

Предварительная диагностика

1. Лик-тест: высокие утечки по цилиндропоршневой группе.

2. Осмотр эндоскопом: на цилиндрах следы прорыва газов из камеры сгорания (неправильная геометрия цилиндра, сильный износ поршневых колец), следы износа (задиры) цилиндра в месте работы юбки поршня.

Разборка, дефектовка ДВС

Размер поршней: +0,5 мм к стоку (т.е. поршни установлены с максимально допустимым ремонтным размером). Большая эллипсность цилиндра: от 0,06 мм в верхней мертвой точке (BMT) до 0,1 в зоне перекладки колец.

Вердикт: цилиндры требуют ремонта. Так как цилиндр расточен в максимально допустимый размер, решено установить другие гильзы с приданием блоку дополнительной жесткости.

Концепция доработки ДВС или пожелания клиента

1. Большой ресурс и надежность.

2. Высокий крутящий момент.

3. Быстрый отклик на педаль газа.

4. Городская эксплуатация с возможностью выезда на кольцевую трассу.

Подбор комплектующих

Чтобы добиться увеличения мощности и обеспечения длительного ресурса ДВС, инженеры компании подбирают соответствующие комплектующие и дорабатывают детали двигателя, не подлежащие замене. Для этого конкретного мотора была разработана конфигурация и составлен список необходимых деталей.

Список деталей

Поршни Cosworth, шатуны Cosworth, гильзы Darton, коленчатый вал STi от мотора 2,5, шпильки ГБЦ ARP, турбина IHI VF36 twinscroll, выпускной коллектор Kakumei.

 

1 этап: блок цилиндров

блок цилиндров

1. Промеряем юбку поршня микрометром и задаем размер, в который будут отхонингованы гильзы в блоке цилиндров.

 

вырезаем изношенную гильзу

2. Вырезаем из блока цилиндров стандартную изношенную гильзу, растачиваем блок с натягом 0,05-0,07 мм под новую гильзу и устанавливаем ее в блок, предварительно создав большую разницу в температуре между ней и блоком (блок разогреваем, гильзу охлаждаем). Далее растачиваем и хонингуем в нужный нам размер. Гильза устанавливается с преднатягом.

[!] ПРОЦЕСС ПОДГОТОВКИ БЛОКА ЦИЛИНДРОВ (ГИЛЬЗОВКА) НАМЕРЕННО ОПИСАН НАМИ В УПРОЩЕННОМ ВИДЕ. ЗАТРОНУТЫ ТОЛЬКО ПИКОВЫЕ МОМЕНТЫ, ОПИСАНИЕ ПОЛНОЙ ТЕХНОЛОГИИ ТРЕБУЕТ ОТДЕЛЬНОГО РАЗВЕРНУТОГО МАТЕРИАЛА НА ЭТУ ТЕМУ.

 подготовка к установке вкладышей

3. Подготавливаем блок цилиндров к установке вкладышей, для этого берем безворсовую ветошь и удаляем все оставшиеся загрязнения после мойки.

 

вкладыши Cosworth Size 1

4. Устанавливаем вкладыши Cosworth Size 1 в блок цилиндров (это проверочные вкладыши, по ним проводим измерения).

 

коленчатый вал

5. Аккуратно опускаем заранее подготовленный коленчатый вал (отмытый, с продутыми масляными каналами), чтобы не повредить вкладыши. Далее устанавливаем индикаторную стойку. Измеряем осевой люфт коленчатого вала (осевой люфт составляет 0,08 мм — это в норме допуска).

 

снимаем коленчатый вал

6. Снимаем коленчатый вал, наносим на болты смазку снижающую трение и собираем блок с установленными вкладышами.

 

затягиваем болты

7. Берем 12-гранную головку на 12 мм, удлинитель, динамометрический ключ 3/8 и затягиваем болты, моментом в несколько этапов.

 

микрометр

8. Для измерения коренных шеек коленчатого вала используем микрометр. Каждая шейка промеряется отдельно.

 

замеряем постель коренных вкладышей микрометрическим нутромером

9. Используя микрометрический нутромер, замеряем постель коренных вкладышей. По завершению данного этапа измерительной работы принимаем решения, какой размер вкладышей использовать. Устанавливаем выбранные вкладыши и еще раз проводим вышеперечисленные измерения.

 

 подготавливаем шатун

10. Подготавливаем шатун для установки вкладыша (протираем безворсовой ветошью).

 

 шатунные вкладыши

11. Устанавливаем шатунные вкладыши.

 

 измеряем размер шатунной шейки коленчатого вала

12. Микрометром измеряем размер шатунной шейки коленчатого вала.

 

 толщина вкладышей по показаниям нутромера

13. Наносим на болты смазку снижающую трение и затягиваем их динамометрическим ключом в два этапа. Вычисляем толщину вкладышей по показаниям нутромера. По завершению данного этапа измерительной работы принимаем решения, какой размер вкладышей использовать. Устанавливаем выбранные вкладыши и еще раз проводим вышеперечисленные измерения.

 

 наносим сборочное масло

14. Наносим сборочное масло на вкладыши и устанавливаем шатуны на коленчатый вал. Затягиваем болты моментом таким же, как при измерениях.

 

 обезжириваем привалочные поверхности правого полублока

15. Обезжириваем привалочные поверхности правого полублока, наносим сборочное масло на вкладыши и аккуратно устанавливаем коленчатый вал.

 

 ставим уплотнительные кольца

16. Ставим уплотнительные кольца на правый полублок и наносим герметик. Обезжириваем привалочную поверхность левого полублока, наносим сборочное масло на вкладыши. Соединяем полублоки вместе, придерживая шатуны второго и четвертого цилиндра в верхнем положении.

 

 затягиваем болты динамометрическим ключом

17. Динамометрическим ключом затягиваем болты моментом таким же, как при измерениях

 

 зазор в поршневых кольцах

18. Проверяем и подгоняем зазор в поршневых кольцах и устанавливаем их на поршень, разведя зазор на 120 градусов.

 

 устанавливаем на поршень стопорное кольцо

19. Устанавливаем на поршень стопорное кольцо поршневого пальца с противоположной стороны монтажного отверстия в блоке. Обильно смазываем поршень и цилиндр сборочным маслом. Аккуратно опускаем поршень в цилиндр до поршневых колец.

 

 стягиваем поршневые кольца

20. Стягиваем поршневые кольца обжимкой поршневых колец.

 

 задвигаем поршень в цилиндр

21. Аккуратно постукивая, задвигаем поршень в цилиндр.

 

 поворачиваем коленвал

22. Поворачиваем коленвал так, чтобы шатун встал в нижнюю мертвую точку, и совмещаем верхнюю головку шатуна с отверстием поршневого пальца.

 

 смазываем поршневой палец сборочным маслом

23. Смазываем поршневой палец сборочным маслом и устанавливаем его в поршень и шатун. Далее ставится стопорное кольцо.

 

 поршни

24. Повторяем вышеперечисленное с тремя оставшимися поршнями.

 

Примечания:

  • после механических обработок (расточка, хонинговка, шлифовка) нужно обязательно полностью очистить детали от стружки абразива;
  • работа сложная, требует сноровки; ошибки могут привести впоследствии к тотальным разрушениям;
  • герметик нужно использовать проверенных фирм (в погоне за мизерной экономией, можно нажить большие проблемы);
  • чтобы все размеры соответствовали действительности, желательно производить все измерения при +20°C (+/- 2°).

 

Автор: Дмитрий Колотилин

Фото: Дмитрий Колотилин, Алексей Трошкин

 

С Уважением, Impreza Club

 
Главная Статьи Статьи Усиливаем оппозитный двигатель EJ 205